phone8 (3822) 53-31-18
info@proftest-online.ru

Профессиональная позиция

Когда человеку предстоит сделать очередной жизненный выбор (например, выбор профессии или места работы), принять сложное и ответственное решение,  в его душе начинается деятельность, которую ученые называют самоопределением.

Большая и самая важная часть процесса самоопределения протекает бессознательно, в потаенных глубинах души. Именно там вырабатывается или уточняется принципиальный подход к ситуации, задаются главные вопросы: “Кто я?”, “Чего я хочу по большому счету?”. И пока ответы не найдены, мы не можем сделать конкретный выбор, чувствуем сомнения, нерешительность; колеблемся, маемся.

Но вот душа определилась, и сразу в мыслях и чувствах наступает ясность, мы испытываем подъем энергии – воодушевление. Мы готовы осознанно выбрать наилучший вариант (теперь мы знаем, что значит “наилучший”) и приступать к действию. У нас появилось для этого твердое основание – мировоззренческая позиция.

Позиция – это устойчивое душевное образование, представляющее собой прочную комбинацию ценностей, наиболее важных сейчас и в обозримом будущем. Образно можно представить позицию как кристалл (кристаллическую решетку, состоящую из прочно связанных между собой атомов). А процесс самоопределения похож на процесс кристаллизации: из аморфного, текучего раствора, из мутной взвеси постепенно вырастает твердый, имеющий законченную форму минерал.

Точно выбранная позиция долгие годы служит человеку надежным основанием для конкретных поступков. Когда ценности, ее образующие, будут реализованы в жизни – в событиях, делах и вещах – и умрут, человеку придет время изменять позицию или вырабатывать новую. Если он регулярно прояснял и уточнял свои ценности, подпитывал – вниманием, делами – еще живые и выкорчевывал отмершие, то смена позиции и, соответственно, жизненного этапа произойдет плавно и фактически незаметно. В противном случае человека ожидает болезненный жизненный кризис.

Позиция является не только фундаментом для конкретных решений, но также и важным энергетическим источником для повседневной деятельности и, особенно, для жизненного и профессионального творчества. Человек без позиции – всего лишь разумное животное, способное удовлетворять  только элементарные потребности.

Мощность позиции как аккумулятора душевной энергии может быть очень разной и прямо зависит от уровня и качества составляющих ее ценностей. Чем они примитивней (эгоистичней), тем меньше их энергетический потенциал, тем грубее энергия, ими предоставляемая. Ниже мы проиллюстрируем эту закономерность.

Еще одна важная роль позиции – упорядочивать, организовывать определенным образом представления человека о мире. Позиция служит своеобразным каркасом для мировоззрения, поэтому ее и называют мировоззренческой.

Нет позиции – и мир предстает бессмысленным хаосом, в котором невозможно ориентироваться. Есть позиция, пусть даже примитивная, - и появляется возможность выстроить свои впечатления в какую-то систему. Правда, чем примитивней позиция, тем примитивней картина мира, тем беднее и искаженней человек воспринимает реальность. Чем сложнее и богаче позиция и картина мира, чем больше в ней деталей, нюансов и оттенков, тем больше открывается перед человеком возможностей для действий – точных и творческих.

Типы профессиональных позиций

Профессиональная позиция – часть жизненной и представляет собой фундамент, на котором человек выстраивает свои взаимоотношения с миром профессиональной деятельности, формирует общие представления о нем и о себе в нем, черпает силы для решения профессиональных задач и проблем, преодоления трудностей.

Позиция, как и ее носитель – человек, всегда индивидуально неповторима. Но внимательное наблюдение за выбирающими профессию и работающими людьми позволяет выделить принципиально сходные позиции и объединить их в несколько групп. Мы будем называть далее каждую такую группу типом.

Предлагаем вам познакомиться с основными типами профессиональных позиций, определяющими уровень профессиональной успешности. Знакомство с ними позволит вам лучше осознать свою реальную позицию и понять причины своиз успехов и неудач – сегодняшних и будущих. Если окажется, что ваша текущая позиция непродуктивна, то опираясь на полученное знание, вы сможете сделать шаг к новой позиции и утвердиться в ней.

Всего мы выделим 5 типичных позиций и каждой из них дадим свое условное название:

  1. “Раб”
  2. “Потребитель”
  3. “Наемный работник”
  4. “Служитель идеи”
  5. “Самобытный человек”

Для описания позиций мы используем три главных признака:

  1. Основной вопрос к работе.
  2. Осознаваемые мотивы, основания поступков в профессиональной сфере.
  3. Уровень энергопотенциала.

Основной вопрос в концентрированной форме отражает суть позиции. Его можно сравнить с надводной видимой верхушкой айсберга.

Человек может осознавать и не осознавать свой главный вопрос, произносить его вслух или только про себя, в той формулировке, которую мы приводим, или в иной – синонимичной. Но так или иначе в любой затруднительной профессиональной ситуации сначала выбирается и задается ключевой вопрос, а все остальные внутренние и внешние действия – это ответы на него. Такими ответами, в частности, являются рациональные основания поступков (признак 2).

Третий признак характеризует одновременно и исходное состояние энергетического механизма человека, и суммарное количество различных видов энергии, которое предоставляет та или иная позиция.

Позиция “раба”

Эту простейшую позицию можно также назвать позицией выживания, потому что главный вопрос “раба”: “Как мне выжить?”. А в качестве девиза подойдет поговорка “Не до жиру, быть бы живу”. Эта позиция естественна и даже неизбежна во всех ситуациях, когда человеку, его жизни, здоровью грозит опасность: во время тяжелой болезни, трамвы, схватки с преступником, боевых действий на фронте, стихийных бедствий и т.п. Когда смерть смотрит в глаза, а ваши силы на исходе, то нормально, что большинство обычных потребностей, забот, проблем уходит на второй план. Удалось выжить, - и они возвращаются; позиция меняется.

Но мы, описывая эту позицию как профессиональную, будем иметь в виду не подобные ситуации реальной угрозы, а положение, когда человеку не хватает сил на выполнение обычных обязанностей, на преодоление нормальных трудностей, на решение типичных задач и проблем. В такое положение человек попадает в двух случаях:

А) При объективно плохой работе его энергетических механизмов. Возможные причины: длительный стресс, переутомление, невыполнение элементарных правил душевной и телесной гигиены. Чтобы восстановить, привести организм в порядок требуется время и специальные меры.

Б) Организм в порядке, но человеку кажется, что энергии маловато. Он начинает жадничать, экономить, выстраивать вокруг себя защитную скорлупу. Жизнь, окружающие будут пробивать скорлупу, и на ее залатывание и укрепление человек станет тратить со временем все свои (уменьшающиеся) силы. Рано или поздно истощающая борьба с требовательным миром закончится вариантом А – объективной разрухой в организме. Но пока этого не случилось, у человека всегда есть шанс для изменений. А изменять, в первую очередь, нужно позицию, т.е. составляющие ее ценности. И силы тут же найдутся. Достаточные, чтобы не выживать, а полнокровно жить.

Ну а пока человек продолжает спрашивать “Как мне выжить?”, он остается в угрожающем мире. И его главным основанием (критерием) выбора – профессии, места учебы или работы – выступает желание безопасности и легкости. Чаще всего “рабы” жаждут не вообще легкости, а в первую очередь социально-психологической: чтобы на работе не нужно было принимать ответственных решений, проявлять рискованную инициативу, вступать в напряженные, конфликтные взаимоотношения с окружающими. А физическая трудность работы может при этом рассматриваться как приемлемая. Хотя бывает и наоборот.

Для человека в “рабской” позиции с ее единственной потребностью мир профессий предстает устроенным элементарно: все виды деятельности делятся всего на две группы, примерно вот так:

Рис. 1. Субъективная карта мира профессий человека в «рабской»  позиции.

Выбор оказывается невелик. К тому же с трудом найдя подходящий на первый взгляд вариант “раб” часто убеждается, что и здесь к нему предъявляют непосильные требования. И он начинает либо искать новый вариант, либо механически – бездумно и бездушно – функционировать (“от сих до сих”), либо фактически перестает работать (учиться) и только изображает какую-то, иногда весьма бурную деятельность (ее называют “фиктивно-демонстративной”).

Итак, работник из “раба” никакой: в лучшем случае из него получается старательный (в пределах инструкции) функционер-исполнитель. Помимо того, что “раб” плохо работает, а иногда и откровенно халтурит, он часто еще и наносит прямой вред окружающим – сотрудникам, начальству, клиентам: он – энергетический вампир и гаситель чужой энергии. Эти две роли он выполняет обычно одновременно. Более того, ему сначала нужно разрушить доброкачественную энергию ближних (высокие помыслы, энтузиазм, интерес к делу, творческое вдохновение), потому что в таком виде “рабу” ее не потребить-не переварить. Для этого все средства хороши – занудство, упрямство, критика, жалобы, угрозы, шантаж, психологические игры. Ими, как мясорубкой, “раб” перемалывает любую высокую энергию, профанирует (огрубляет) ее и делает для себя съедобной.

Понятно, что при таком отношении к делу и к людям “раб” не может рассчитывать на какой-либо значительный успех в карьере. Венцом его долголетнего карабканья может стать, например, должность столоначальника в каком-либо бюрократическом учреждении.

При длительном застревании в “рабской” позиции человек, как правило, уже не может выбраться из нее без посторонней помощи. Нормальное же прохождение ситуаций выживания выглядит так: после бурной схватки или трепки человек забрался на время в тихую гавань, зализал раны, залатал паруса, обмозговал случившееся, извлек уроки и подтянул-восстановил свой энергопотенциал. До уровня, когда не просто испытываешь голод и жажду, например, и готов удовлетворять их чем-попало (“пожрать”), а хочется именно бифштекса и винограда. И это сигнал, что ты, с Божьей помощью, подобрался к объективной энергетической границе со следующей более высокой позицией – “потребителя”.

Позиция “потребителя”

Выжили, теперь можно и пожить. Хочется всего и много. Поэтому главный вопрос к жизни и к работе: “А что я с этого буду иметь?”. И значит главное основание выбора профессии, варианта профессионального образования и места работы – доступ к благам, достаток, комфорт, выгода. Чаще всего под благами подразумевается хорошая зарплата (высокий доход). Но не обязательно. Для некоторых “потребителей” более ценным может быть приятное (вкусное) общение на работе, окружение из ярких, красивых, интересных личностей (“потребитель”, в отличие от “раба”, согласен “вкушать” только гармоничных людей, а не всех, кого попало…), приобщенность к высоким культурным, духовным ценностям (книгам, театру, живописи, музыке и т.п.), высокий социальный статус, даваемый профессией (юрист, экономист…) или местом работы (“Я представляю фирму “Microsoft!”).

Т.о. человек в позиции “потребителя” – это не “скупой рыцарь”, не сквалыга, не обжора, это часто весьма образованный, даже утонченный эстет, гурман. Если энергопотенциал (“жирок”) подкоплен, “дом – полная чаша”, и времена спокойные, почему же не пригласить приятных гостей, почему же не сходить в театр, на концерт или на выставку?

Итак, задача “потребителя” – достичь максимально полного и устойчивого благосостояния, процветания – для себя лично и своих близких. Энергопотенциал уже достаточный, чтобы различать не просто “съедобное – несъедобное”, а “вкусное – невкусное” и активно пастись на чужих грядках, т.е. потреблять гармонии, созданные другими людьми, переваривать их (а процесс “пищеварения” требует довольно много энергии).

На производство же собственных гармоний, на профессиональную качественную работу сил пока не хватает; внимание “потребителя” захвачено и отвлечено личной внепрофессиональной целью: “построить рай в отдельно взятом шалаше”. Он всегда старается взять больше, чем отдать. Поэтому нельзя ожидать от “потребителя”, как работника полной самоотдачи, трудового энтузиазма и даже полного выполнения своих обязанностей. Стоит начальнику отвернуться, как “потребитель” тут же постарается “сэкономить” свои усилия – самому пригодятся, например, на даче. Исключением являются дела очевидно выгодные для “потребителя”. Тогда он может как следует “пахануть” – от зари до зари. Прибыль окупит старания.

Для “потребителя” мир профессий и работ выглядит уже сложнее, чем для “раба”. Примерно, вот так:

Рис. 2. Субъективная карта мира профессий человека в «потребительской» позиции.

“Потребитель” сначала разделяет все известные ему виды деятельности на две группы своим главным вопросом, а затем рассекает “выгодные” вопросом “раба”. Т.е. позиция “раба” как бы включена в “потребительскую”, но отходит на второй план. “Потребитель” при необходимости готов и к трудностям, и к риску. Но лучше, конечно, обойтись без них.

Позиция “потребителя” уже дает шанс на кое-какие успехи в карьере. Профессионального мастерства “потребитель”, конечно, не может достичь по определению, т.к. профессионализм – это, в первую очередь, умения “дать”, а не “взять”. Тем не менее, есть некоторые виды и сферы деятельности, где мастерства особого и не нужно – достаточно работоспособности, энергичности, да общих жизненных навыков: “Бери больше, кидай дальше!”, “Дадим стране угля мелкого, но до отвала!”), либо отсутствие мастерства легко маскируется бурной активностью, приятностью в общении (“Хочешь жить – умей крутиться!”).Например, один мой знакомый университетский преподаватель долгие годы вел новый гуманитарный курс, не утруждая ни себя, ни студентов особым погружением в предмет. При этом даже пользовался некоторой популярностью у части студентов – из-за веселого нрава, актерского обаяния, легкости сдачи экзаменов (“Живи сам и другим давай!”). Правда, после экзаменов в памяти студентов оставался лишь симпатичный образ моего приятеля и ни кусочка знаний.

В отличие от “раба” “потребителю” уже хватает энергии не только для работы по найму, но и для ведения собственного бизнеса – от мелкого до среднего (для крупного нужна уже другая энергия, другая позиция). Хорошо удается “потребителю” мелкая коммерция (“Купил дешевле, продал дороже”), а также посреднические услуги, спекуляции с ценными бумагами. Может “потребитель” заняться предпринимательством и в сферах производства и услуг, отдавая предпочтение товарам и услугам самым ходовым, пользующимся массовым спросом (еда, питье, одежда, ремонт…). Правда, их покупатели и клиенты всегда несколько рискуют: бизнесмену-“потребителю” невероятно трудно удержаться от сооблазна “немножко сэкономить” на сахаре, качестве ниток или бетона. Откровенную лабуду они, может, и не подсунут, но толкнуть по лайбой “Адидас” китайский ширпотреб – святое дело!

Вот это их стремление слегка (“в рамках приличия”) объегорить рано или поздно окажется потолком в развитии бизнеса. Препятствием станет и низкая квалификация (на ней “потребитель” тоже экономит), и некоторая узость мышления, предпочтение тактики, а не стратегии (“Живи сегодня!”), привычка выбирать короткие и прямые пути.

А по прямой ходит только дъявол!

Тем не менее, при нормальном развитии энергопотенциала “потребитель” однажды может подойти к объективной возможности занять следующую, более продуктивную позицию “наемного работника”. Однако сделать этот шаг еще труднее, чем из “рабской” в “потребительскую” позицию. Там ход был от “плохой жизни” к “хорошей”, а здесь – от “простых и гарантированных радостей” - к более тонким и менее гарантированным. Поэтому многие “потребители” застревают в своей позиции на всю жизнь. И протекать она может по двум сценариям:

А) “Благополучный”: человек сумел уговорить себя, что взлелеянный им райский уголок и есть вершина счастья. Остается холить и охранять его от посягательств. В процветающей стране в стабильные времена это удается. Но любой кризис, любой исторический поворот легко сметает островок личного счастья, а его хозяина сбрасывает в “рабскую позицию”. Начинай все сначала.

Б) Драматический: человек довольно быстро пресыщается благами – такими недавно еще желанными. Он начинает скучать (скука – признак прекращения притока энергии) и убегать от скуки. Куда? Ко все новым, более сильным и изощренным (вплоть до извращенных) наслаждениям. “Безобидный” вариант: гурманство в еде или эстетство в художественной сфере. “Катастрофичный” вариант: сексуальный разгул, алкоголизм, наркомания, поиски приключений на собственную шею. С циррозом печени, СПИДом, сроком за хулиганство и подобными вытекающими последствиями. Легко заканчивается падением в “рабскую” позицию или ниже – до душевной или физической смерти.

Однако ж многим “потребителям” удается-таки забраться на следующую позиционную ступеньку – реже самостоятельно, чаще с помощью Учителя или Ангела-хранителя.

Позиция “наемного работника”

Только с этой позиции начинается собственно профессиональная карьера, потому что “наемный работник” начинает интересоваться, в отличие от “раба” и “потребителя”, не столько сладким пряником-вознаграждением, сколько самим делом, содержанием и процессом работы. Не всякой, конечно, а только той, к которой у него есть склонности и способности.

Если границу между позициями “раба” и “потребителя” можно перейти плавно и незаметно, то самоопределение в позиции “наемного работника” – революционный скачок в новую реальность. Главное приобретение человека в ней – доступ к внешним энергиям, дающим гораздо большие возможности, чем работа на личной, всегда ограниченной энергетике. Эта дополнительная энергия, переживаемая как чувство интереса, позволяет человеку в позиции “наемного работника” производить качественные, гармоничные вещи, блага не только для себя лично (это может и “потребитель”), но и для других. И тем самым приращивать общее богатство человечества. Поэтому эту позицию можно было бы назвать “производительной”.

Наличие интереса к делу – это возможность длительного удержания внимания на целях, средствах, содержании и условиях деятельности. А значит, возможность хорошо освоить интересующую работу, выполнять ее осмысленно, толково, культурно, вступая в тонкие и сложные взаимоотношения с вещами, машинами, людьми, пространством, природой.

В этой позиции уже появляется первая возможность для творчества – того типа, который называют рационализацией или совершенствованием орудий и условий труда. Подогнать инструмент по руке, толково обустроить рабочее место, найти более удачный угол заточки токарного резца, сделать максимально удобным окно “Windows” – все это и еще сотни тысяч конкретных улучшений способен сделать “наемный работник”. И останавливается он лишь перед необходимостью принципиальных изменений, генерирования новых идей – на это пороху, т.е. энергии у него не хватает; нужно переходить в другую позицию.

Таким образом, “наемный работник” может стать прекрасным специалистом-исполнителем. И если цели перед ним поставить верные и ясные, чертежи и инструменты дать правильные, да еще показать хороший образец, за дальнейшее можно не волноваться: все будет сделано в срок, качественно и в нужном количестве.

Раз мастерство в этой позиции уже является ценностью, а потенциал – не безразмерный, то “наемный работник” старается выбрать узкую специальность – в ней можно, сосредоточившись на малом, быстро двигаться к совершенству.

Но каков же главный вопрос человека в этой позиции? Его можно сформулировать двояким образом. Лаконичный вариант звучит так: “Чем быть?”. Именно “чем”, а не “кем”. Почему так? Еще одно название этой позиции – “технологическая”. Это означает, что человек в ней видит в любой профессии, работе прежде всего технологию деятельности. И весь мир профессий он видит как множество разнообразных технологий: технических (металлообработки, строительства, конструирования и производства машин и электронных устройств …), биотехнических (животноводства, растениеводства…), информационных (сбора, обработки, хранения, передачи данных…), научных (методика исследования…), социальных (организация социальной помощи, методика воспитания и обучения…) и др. Одни технологии вызывают у человека интерес, другие – нет. Выбрав интересующую, человек осваивает отдельные элементы технологии и, устраиваясь на свободное рабочее место (пустую технологическую ячейку), становится – по собственным ощущениям – частью большой “многоуважаемой” технологии, винтиком могучей машины. А винтик не “кто”, а “что”.

Второй вариант вопроса “технолога”, связанный с первым: “Как мне обменять свои способности на интерес?”. Другими словами, “технолог” постоянно ищет возможность своеобразной сделки: “Я готов отдавать работе все свои силы, таланты, знания и умения, но только в том случае, если она будет мне эмоционально привлекательна (интересна)”.  И еще одно – главное – условие сделки: цели работы должны быть четко определены работодателем, ведь на самостоятельную постановку или критическое переосмысление целей энергетики в этой позиции не хватает.

“Я готов горы свернуть, но покажите мне, какие”,- такой подход освобождает человека от головной боли принципиального выбора, от ответственности за ошибки, но автоматически делает зависимым от знающих “чего делать” и готовых рисковать, вынуждает наниматься к ним на работу. Отсюда и название позиции.

Для “наемного работника” мир профессий предстает еще более сложным, чем для “потребителя”; примерно вот таким: 

Рис. 3. Субъективная карта мира профессий человека в «технологической» позиции.

Как видим, вместо жесткого разделения “или – или” у “раба” на карте мира профессий “наемного работника” появляются полутона, промежуточные районы более и менее подходящих профессий. А это означает, что для представителя этой позиции количество возможных вариантов резко увеличивается. В результате появляется психологическая проблема выбора. (“Что же все-таки предпочесть?”), но, одновременно, повышается “живучесть”, маневренность на рынке труда, в карьерном движении.

Кроме двух указанных оснований для выбора – “интересность профессии для меня” и “моя пригодность к профессии” “наемный работник” часто считает важным также общественную значимость профессии, ее престиж. Любимым делом можно и нужно гордиться, и общественное признание – хорошее подспорье для появления и укрепления этого чувства. А оно всегда пригодится в трудную минуту, в момент неудачи – как источник дополнительной энергии.

Позиция “наемного работника”, как и любая другая, представляет собой не ровную площадку, а скорее участок склона горы. Нижняя и верхняя границы ее – это границы с нижележащей (в данном случае – “потребительской”) и вышележащей (“идеологической”) позициями. Нормальное освоение позиции заключается либо в стремительном, либо в энергично-равномерном, либо в медленном и трудном – с передышками и соскальзываниями вниз – восхождении.

Восхождение “наемного работника” – это, прежде всего, движение к профессиональному мастерству в выбранной, обычно узкой области деятельности. Наиболее органичные для него варианты карьеры – либо горизонтальная карьера наемного специалиста, либо вертикальная карьера наемного менеджера, либо – чаще всего – смешанная карьера, когда должностные ступеньки одолеваются благодаря предварительному накоплению не столько управленческого, сколько специального мастерства (защитил кандидатскую диссертацию – получил должность заведующего лабораторией, сделал открытие и написал монографию – стал начальником отдела, защитил докторскую диссертацию – назначили руководителем сектора…).

Пристрастие к наемной работе не означает, что человек в этой позиции не способен сделать карьеру в бизнесе. Напротив, именно “технологи” составляют основную массу предпринимателей, особенно в странах с развитой и относительно стабильной рыночной экономикой.

Однако у “технологов”-бизнесменов есть несколько принципиальных особенностей:

1). Как и в случае найма они стараются найти дело по интересу и способностям.

2). Они не берутся за производство новых видов продукции и услуг, предпочитают уже проверенные и накатанные колеи, те виды бизнеса, где определены цели и есть хоть какое-то подобие технологии.

3). Они консервативны в бизнесе. Если какой-то способ, ход, прием однажды оказался эффективен (в их или чужой практике), особенно если он уже описан и попал в учебники, то “технолог” будет упрямо использовать именно его, даже если он давным-давно устарел и не срабатывает. Чем больше души “технолог” вложил в технологию, в инструмент, тем труднее он с ними расстается. Пристрастие к шаблонам, стереотипам, ведению дел по-старинке является главной причиной банкротства фирм, возглавляемых “технологами”.

4). Бизнес “технологов” успешен в стабильные времена, когда устоялись и хорошо известны правила игры на рынке, когда можно действовать планомерно. Любой социально-политический или финансово-экономический кризис тут же вышибает их из седла. Они, после нескольких бесплодных попыток “поднажать, еще поднажать”, уступают место более авантюристичным (“потребительская” позиция) либо более творческим (позиции “служителя идеи” и “самобытного человека”) предпринимателям.

И вообще, когда рыночная экономика только возникает, как сейчас в России и других бывших социалистических странах, то первыми рискуют в делах не «технологи», они - бизнесмены второй волны.

5). “Технологи” берутся за индивидуальный бизнес только в тех случаях, когда успех зависит от личного профессионального мастерства. Примеры: парикмахерская, автомастерская, швейное ателье, фотосалон… Чем многогранней и масштабней бизнес, тем больше “технологи” предпочитают “компанейский” вариант – кооператив, акционерное общество, семейное дело. “Технологу” в этом случае нужен, как минимум, более предприимчивый и творческий партнер. Дополняя друг друга, они могут образовать великолепный тандем.

6). “Наемный работник” и в бизнесе остается наемным работником – либо в прямом смысле (найм к сотоварищам-совладельцам), либо в переносном (по внутренним ощущениям – в найме у своего дела). До тех пор, пока дело платит интересом, оторваться от него невозможно, нужно отрабатывать эту плату. Такая зависимость от дела – и достоинство, и недостаток. Заинтересованность-зачарованность одним конкретным узким делом позволяет, с одной стороны, продвинуться далеко и глубоко, но, с другой стороны, резко сужает мышление человека, масштаб его души, делает однобоким, искажает (“Специалист подобен флюсу”).

Нормальное прохождение позиции “наемного работника” и должно заканчиваться пониманием своей ограниченности. “Я могу больше”, - совершенно справедливо говорит человек, достигший верхней границы этой позиции. Накоплены мастерство, авторитет, энергопотенциал, значит, он действительно готов перейти в позицию “служителя идеи”. Если решится.

Если не решится, если застрянет в позиции “наемного работника”, то может, конечно, доехать до конца жизни на своем велосипеде-интересе, но может и столкнуться однажды  с коварным врагом – скукой. Все знаю, все умею на своем пятачке, ничего нового давно нет и не предвидится… Скучно, братцы!

“Служитель идеи”

"Зачем все это? Ради чего? Кто я? Кем мне быть?”,- как только человек задал эти вопросы, он оказался на границе позиции “служителя идеи”. Он внутренне готов к тому, чтобы зацепиться за одну из вечных или новых идей человечества и стать ее преданным исполнителем. Сгодится любая идея – религиозная, социально-политическая, научная, практическая, лишь бы она давала крупную и ясную цель, ощущение осмысленности жизни, энергию для преодоления трудностей. И идея, если она живая и здоровая, действительно дает все это и многое другое: хорошую компанию единомышленников, соратников; чувство гордости от причастности к великим делам, общественное признание или хотя бы внимание, возможность кипучей и разнообразной деятельности – лежащие в основе идей проблемы глобальны и многогранны и могут потребовать от человека сегодня заниматься одним, завтра другим, послезавтра третьим. И если служишь идее истово, то она – благодарная – даст в достаточном количестве энергии и на первое, и на второе, и – на тридесятое дело. Поскольку идея, это не только мощный сгусток энергии, но и полный до краев информационный сосуд, то ее фанатики (адепты, прозелиты) щедро получают в дар и необходимые знания.

Человеку, задавшему вопрос “Кем быть?” (а не “чем”, как “наемный работник”), открывается более глубокий (тонкий) пласт реальности. Он, в частности, обнаруживает, что под специальностями и профессиями, под отдельными технологиями лежат – как материки под лоскутками стран – более обширные и целостные сферы деятельности, соответствующие основным немногочисленным человеческим потребностям: в выживании, процветании, социальной гармонии, познании, свободе и т.д. Он видит также, что его талантливые предки уже проложили по этим пространствам столбовые пути–идеи. Остается только найти свой Путь и присоединиться к сплоченному отряду борцов за такую-то идею.

А как найти? Примерно так же, как первую любовь: достаточно всей душой возжаждать любви, как предмет обожания тотчас и подвернется. И нужно без всяких размышлений, с полным доверием отдаваться ему. В добровольное и возвышенное служение.

На самом деле такая легкая и прямая встреча происходит обычно не с самой идеей, а с ее упрощенным, облегченным и приукрашенным вариантом – идеологией.

Настоящие, большие идеи настолько энергетически мощны, содержательно сложны, что непосредственный контакт с ними может просто-напросто разрушить неподготовленного человека. В лучшем случае он испугается и отшатнется (“Не справлюсь!”), в худшем – повредится душой и умом или станет бездумной игрушкой стихии.

Как невозможно прямо смотреть незащищенными глазами на солнце – ослепнешь, так невозможно поначалу общаться с идеей без посредников. В религиях эту роль выполняют церковнослужители и проповедники, в остальных сферах – учителя, наставники и популяризаторы. Упрощая до известной степени суть дела, снижая до приемлемого (“съедобного”) уровня накал энергии, они делают идею доступной широким массам.

Встреча с таким проводником идеи не обязательной должна быть живой. Первые контакты возможны в заочной форме – через книгу, фильм, теле-радио-передачу.

Если внимание к идее привлечено, если воодушевление появилось, значит, человек подключился к каналу связи с идеей. По нему на человека в начальный период будет сброшен такой поток энергии – дармовой, авансом, - что хватит и на себя, и на других. Избыток энергии объективно позволяет быть начинающему “служителю идеи” самоотверженным и альтруистичным, быть полезным людям. Он может брать на себя ответственность за проблемы других людей, чувствует долг, который нужно отрабатывать.

Он способен также к творческим действиям, ведь одновременно с энергией он получает от идеи и важнейшие знания о реальности, позволяющие видеть ее точно, а значит эффективно. Одним словом, возможности человека в этой позиции резко возрастают, душа его увеличивается. Но не бесконечно. Границу и энтузиазма, и альтруизма, и творчества образует рамка идеи, точнее идеологии. Ко всему, что за рамкой, ко всем, кто за рамкой, “служитель идеи” может относиться вполне равнодушно или даже бездушно. Так ученый, преданный идее познания (точнее, идеологии науки), часто оказывается абсолютно беспомощным при столкновении с “низкой” практикой, например, в домашнем хозяйстве, и мелким тираном в семье.

Понятно, что чем уже идея, тем уже круг людей, попадающих под крыло альтруизма и чувства долга “служителя идеи”. Так, для христианина-католика миллионы других католиков – братья и сестры. А для приверженца какой-нибудь маленькой секты предмет любви и заботы – только два десятка членов общины.

Мощный стартовый импульс дается идеей своему начинающему “служителю” со вполне определенной целью – для преодоления всех мук ученичества. Энергию, льющуюся на него потоком, он должен потратить на получение более объемного и глубокого представления об идее и на профессиональное освоение специальных умений и навыков, с помощью которых можно воплощать идею в реальность без грубых искажений.

Поэтому предполагается, что девушка, заразившаяся в детстве или юности идеей спасения людей от болезней, израсходует полученное воодушевление на многолетние бдения в учебных аудиториях и библиотеке медицинского факультета, а кроме того смиренно отстажируется в больницах медсестрой, ассистентом и интерном.

К сожалению, многие начинающие “служители идеи” превратно понимают природу и назначение энергетического дара и, тратя его напропалую, либо остаются беспомощными дилетантами, либо становятся революционерами, т.е. пытаются примитивными средствами воплотить свое примитивное представление об идее (идеологию). Первые с неприятным удивлением обнаруживают однажды, что поток иссяк, и либо впадают в депрессию, либо пускаются на поиски новых воодушевляющих идей. Вторые незаметно для себя соскальзывают – рано или поздно – на служение прямо противоположным идеям, а попросту говоря – злу. Так, например, случилось с приверженцами коммунистической идеи в России.

Те же, кто разумно распорядился стартовым импульсом и освоил профессиональную квалификацию плюс наладил не такие интенсивные, зато устойчивые каналы связи с идеей, получают большие возможности в карьере и профессиональном развитии.

В отличие от “наемных работников” “служители идеи” могут добиться совершенства не только в узкой специальности, но и в профессии в целом, стать не просто учителем математики, а Педагогом, не хирургом, а Врачом Божьей милостью. Их заботит качество не только своей работы, но и работы своих коллег, общее состояние и развитие своей профессии. Поэтому они самые активные участники и пропагандисты профессиональных союзов, ассоциаций, гильдий, где вырабатываются нормы профессиональной культуры и этики.

Поэтому они с готовностью обучают и опекают новичков, щедро делятся секретами мастерства.

В бизнесе представители этой позиции, как и в работе по найму, предпочитают те виды и направления, которые позволяют служить выбранной идее. Строго говоря, это может быть любое дело, увиденное как идейно полезное. Например, борец за идею социальной справедливости может стать организатором и владельцем сети магазинов, продающих дешевые, но качественные товары, доступные широким массам. При этом борец за справедливость может лично весьма преуспеть и стать богачом.

Но все-таки главная роль “служителей идеи” – быть пионерами, раскручивать дело, создавать производство. Выполнив свою идейную миссию, они, как правило, остывают и уступают место “технологам”.

Верхняя граница карьерного и профессионального роста совпадает у “служителя идеи” с рамкой возможностей идеи. Жизнь едина, идеи частичны (даже если претендуют на универсальность). Однажды мы упираемся в такую сложную профессиональную проблему, для решения которой нужно отказаться от любимой идеи. Как, возможно, и от всех других идей. И взглянуть, наконец, на мир беспристрастно. Но это – взгляд уже из другой позиции.

“Самобытный человек”

Не “кем быть” – с этим понятно: быть надо самим собой. Но “Как мне быть самим собой?” – вот что волнует человека в этой позиции.

Если я уникален, неповторим, то никто не мог проложить заранее Пути для меня. Так что нечего его искать, придется прокладывать самому. И единственным ориентиром для меня остается мое призвание, моя миссия, мой личный идеал. Значит основанием моих конкретных выборов всегда будет желание “создать свой Путь”, максимально самореализоваться и, одновременно, выполнить свою миссию.

Быть самим собой – это значит использовать все свои потенциалы, это значит быть открытым миру и мощным внешним энергиям, это значит жить полнокровно и творчески.

Быть самим собой, т.е. ходить нехоженными тропами – опасное и трудное дело. Но если уж рискнул, и получается, то в твоем распоряжении оказываются неведомые ранее силы. С их помощью ты можешь делать открытия и изобретения, можешь создавать удивительные гармонии, демонстрируя высший пилотаж, искусство и магию.

Словом, это естественное и нормальное состояние человека.

Его подробную характеристику мы продолжим в очерках “Энергопотенциал”, “Призвание” и “Профессионализм”.

Некоторые законы профессионального самоопределения

  1. В каждый данный момент человек находится в одной из указанных позиций или на границе между ними.
  2. Позиция человека может неоднократно меняться на протяжении жизни.
  3. Человек может находиться в одной позиции долгое время или даже всю жизнь.
  4. Продуктивно считать, что взрослый здоровый человек свободен в выборе позиции и несет ответственность за свой выбор. Неосознаваемость позиции не снимает ответственности за нее.
  5. Каждая из позиций №№ 1 – 4 включает в себя все нижележащие позиции (закон “матрешки”). Например, если вы находитесь в позиции “наемного работника”, то ценности и мотивы “потребителя” и “раба” входят в структуру ваших ценностей и мотивов, хотя и занимают подчиненное место. Наоборот, вопросы и потребности вышележащих позиций из нижележащей не видны, представляются мифическими, не имеющими отношения к реальной жизни.
  6. Переход на более высокий уровень профессионализма невозможен без самоопределения в вышележащей позиции.
  7. Осознание своей реальной позиции является исходным условием для перехода в вышележащую позицию.

Правила позиционной эволюции

Движение вверх по позициям – это путь от детской беспомощности и зависимости к состоянию взрослого, полного сил, свободного и ответственного человека, путь к зрелости. Естественное вызревание – обычно длительный и постепенный процесс с плавным переходом в новое качество. Хотя возможны (и более эффектны) и быстрые метаморфозы: р-р-раз! – и птенец полетел; р-р-раз! – и из неказистой куколки выпорхнула роскошная бабочка; р-р-раз! – и из яйца вылупился крокодильчик. Тем не менее, общее правило эволюции – постепенность. Всякие позиционные подпрыгивания заканчиваются тем же, чем обычные – падением вниз. Низом здесь служит энергетический потенциал, точнее состояние энергетических механизмов и организма в целом. Если они не подготовлены, недостаточно развиты, а тем более нездоровы или покалечены, то ваша попытка, например, из начальной стадии освоения “технологической” позиции перескочить в “идеологическую” (перескочить духовным выбором) быстро выведет организм в запредельный режим и закончится в лучшем случае опусканием на законную позицию “наемного работника”, в худшем – провалом на позицию “потребителя”, а то и “раба”.

Переход в более высокую позицию, как уже говорилось, - переход в новую реальность со своими, неизвестными поначалу законами, принципами, правилами и способами действий, со своей этикой, со своими проблемами и врагами, со своим уровнем интенсивности энергетических потоков.  “Не зная броду, не суйся в воду”. Если вы хотите перейти границу безопасно, быстро освоиться на неизведанной территории, - запаситесь проводником, сталкером, наставником. В норме, когда подъем подготовлен и санкционирован, сталкер появится рядом как бы сам собой – заботой вашего личного ангела-хранителя. Но вы могли по рассеянности или глупости не заметить подачу, не признать за предъявленным человеком роли проводника. И тогда поиск становится вашей проблемой. Вам придется “разуть глаза” и, наконец, внимательно вглядеться в окружающих, подавая при этом – внятно, но скромно – сигналы готовности пойти в добровольное услужение. Возможно, придется побродить по местам, где потенциальные наставники водятся стаями, и засвидетельствовать там свое намерение профессионального роста. Например, вопреки своему обычаю не высовываться, подать тезисы на конференцию, выступить там с докладом и поучаствовать в дискуссии. Один удачно заданный вами на конференции вопрос может послужить отличной приманкой для толкового сталкера.

Главное в таком поиске – не ошибиться в окраске учителя, а они, как известно, бывают белые, серые и черные. Вам нужен, естественно, белый. Однако первыми на зов являются серые, желающие подкормиться за ваш счет и подсовывающие, как потом выяснится, пустышку, пшик, а также черные – проводники не вверх, а вниз, т.е. в адские пространства. Храни вас Господь!

Человек жаждет изменений, человек боится изменений. Жаждет его высшее “Я”, боится – низшее. В одном из следующих очерков мы подробнее рассмотрим “зверинец” (термин А.Подводного) – население нашего низшего “я”. Здесь только отметим, что именно наши примитивные подсознательные программы являются главными врагами нашей общей и профессиональной эволюции. Защищая нас (“Для нашей же пользы!”) от опасных (для них) новаций.

И следующее – третье – правило позиционной эволюции заключается в том, чтобы не бороться со “зверинцем” напрямую, а научиться тонким дипломатическим приемам. И чем выше вы поднимаетесь, чем мощнее энергетические потоки, доступные вам, тем искусство дипломатии важнее – ведь одновременно с вами становится сильнее и активнее ваш зверинец. Понятно, например, что чем больше ваши успехи и, соответственно, признание окружающих, тем больше корма перепадает вашему дракону, т.е. программе самоутверждения, гордыни. Как тут не подрасти.

Вообще, чем выше, тем опасностей больше, и не только внутренних, но и внешних. Энергия лакома для всех, чужая вдвойне лакома для паразитов и хищников. Так что на верхних этажах правила техники личной безопасности выполнять не только полезно, но и жизненно необходимо. А сводятся они, во-многом, к правилам личной гигиены – не только тела физического, но также и ментального, душевного, духовного и прочих. И главных правил здесь два: 1) убирайте своевременно мусор и 2) поддерживайте баланс всех частей организма. Чистота – враг паразитов, баланс, мера – надежный зонтик от хищников.

И, наконец, еще одно – последнее (здесь, а не вообще) – правило позиционной эволюции –правило эскалатора: чтобы стоять на месте, нужно бежать. Означает оно, что позиция не диван, на котором можно, однажды взобравшись, спокойно полеживать. Выбранная позиция требует постоянных, конкретных подтверждений – решений, поступков, усилий. В этом она нисколько не отличается от капризной любовницы.

Все персональные данные и фотографии размещены с разрешения их обладателей.