phone8 (3822) 53-31-18
info@proftest-online.ru

Как устроено рабочее место

Если вы припомните конкретные рабочие места в разных специальностях и профессиях, то вам бросятся в глаза огромные различия между ними. Более того, в некоторых видах деятельности вы, возможно, никаких фиксированных “мест” и не обнаружите. Например, есть ли постоянное рабочее место у страхового, рекламного или торгового агента, постоянно мотающихся по своим клиентам? А что из себя представляет рабочее место геолога-разведчика, журналиста-репортера, пожарника, писателя и т.п.?

Получается, что оно может быть “постоянным” (как у секретаря, токаря или программиста), “движущимся” (как у водителя или летчика), “переносным” (как у сантехника или телемастера, работающих по вызову) и даже в виде некоторой “зоны”, причудливо распределенной в пространстве (как у экскурсовода, следователя).

Значит слово “место” в этом понятии может использоваться как в прямом, так и в переносном значении.

Кроме физической “привязанности-непривязанности” вы заметите и другие принципиальные, казалось бы, различия рабочих мест в разных профессиях – в их, так сказать, начинке и обустройстве.

Различий действительно много. Но гораздо важнее, что при более внимательном рассмотрении мы обнаружим у всех рабочих мест одинаковую структуру, одинаковое устройство. Зная эту структуру, можно понять самые общие закономерности освоения рабочего места в любой профессии и, значит, входить в нее осмысленней, быстрее и эффективнее.

По мнению Е.А.Климова в структуру любого рабочего места входят следующие компоненты:

  1. Заданные цели, представления о результате труда.
  2. Заданный предмет – исходный материал (вещь, живое существо, энергия, природная система, сложная ситуация, информация, человеческие отношения и т.д.), из которого работник в соответствии с заданной целью производит полезный продукт или эффект.
  3. Средства труда – от собственных рук и знаний до автоматизированных систем управления производством и космических кораблей.
  4. Трудовые функции (профессиональные служебные обязанности).
  5. Трудовые права, полномочия.
  6. Условия труда – физические и социально-психологические; производственная среда.

 

Рассмотрим каждую из составляющих подробнее.

 

Цели труда

В большинстве профессий, особенно промышленного производства, представления о конечном результате труда формулируются очень точно и жестко – в виде инструкций, чертежей, образцов, государственных стандартов. Требуется сделать нечто строго по заданным параметрам, и любое отклонение от цели не только признается непрофессиональным, но и наказывается.

Есть, однако, немало профессий, для которых не существует простого “аршина”. Так, результатом труда менеджера является некоторое “работоспособное” состояние коллектива. Результатом труда дирижера – уникальное и производящее сильный душевный эффект звучание музыкального произведения. Результатом труда водителя – своевременный и безаварийный рейс. В этих и других подобных случаях нельзя заранее точно предписать цель труда и однозначно оценить полученный результат. Здесь окончательные суждения о качестве продукта принимаются руководителями или компетентными экспертами на основании общих норм, эталонов профессиональной культуры.

Наконец, существуют профессии, в которых цель труда является не заданной, а искомой: “Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что”. Примеры – художественные профессии, предпринимательские виды деятельности, научные исследования.

Разные виды целей определяют, соответственно, и разные “целевые” трудности у специалистов.

При “жестких” целях, когда “шаг вправо, шаг влево считаются попыткой побега”, главная трудность работника – удержаться в четко заданных рамках.  Даже если есть необходимая мотивация, квалификация и опыт, находится много внешних и внутренних причин, чтобы “чуть-чуть отвлечься”, “чуть-чуть недожать или пережать”, “сделать всего лишь одно лишнее движение”, “не долить самую малость”.

Главная “нечистая сила”, отводящая нам взгляд или слегка подталкивающая под локоть в самый ответственный момент  – это наш личный “зверинец”, т.е. низшие эгоистические программы. Именно они спрашивают нас: “Ну что ты тужишься, что, тебе больше всех надо?”, они лукаво подмигивают нам: “Да ладно, и так сойдет, никто ничего и не заметит”. Они “из самых лучших” (защитных) побуждений предлагают нам “не перетруждаться” или “поднажать, чтобы успеть, а еще лучше – перевыполнить план”, или “вдарить, как следует, чтоб на место, наконец, встала, зараза непослушная!”

При нечетко заданных целях основные проблемы связаны, во-первых, с неочевидным, трудно улавливаемым характером общих требований и норм (“Что вы от меня еще хотите!? – говорит недовольному покупателю искренне недоумевающая продавщица. – Вы хотели дешевый костюм? Вы его получили! Деньги с вас я взяла правильно? Правильно. Чек выбила? Выбила. Покупку завернула? Завернула. А то, что костюм для покойника, и у него спинки нет, - так вы-то сами куда смотрели!?”). Профессиональные нормы - целостные, и упусти одно, всего лишь одно звено, и получится “то, да не совсем то”: “Пассажиров я довез по графику, а то, что маленько растряс по дороге – эка беда!”.

Вторая типичная трудность здесь – необходимость конкретизировать, достраивать цель, сообразуясь с реальностью, - иногда на ходу, при дефиците времени.  “Как же вы упустили этого клиента!? – кричит взбешенный руководитель одному из своих менеджеров. “Его не устроили наши цены”, - отвечает тот. “А почему вы не сделали скидку?” “Я хотел, чтобы наша фирма получила максимальную прибыль от сделки” “Где теперь эта прибыль, - ворчит руководитель, - у соседней фирмы…”

При “искомых” целях одна из главных проблем хорошо иллюстрируется сказкой про кузнеца, который хотел было выковать из куска железа плуг… не получилось… ну, тогда, может быть, топор… не получилось… ну, хотя бы шило… Сунул он оставшуюся раскаленную железку в воду и… “Пшик!” – сказала железка и исчезла.

Снижение целевой планки может происходить как из-за трудностей с разгоном до творческого состояния, так и из-за соскальзывания с него под влиянием того же «зверинца».

Общая же целевая проблема для начинающих специалистов практически во всех профессиях – это неизбежное поначалу несоответствие объективно заданных целей и субъективных представлений о них в головах новичков. Даже при хорошей учебе в хорошем профессиональном образовательном учреждении в головах выпускников остается изрядная “целевая дыра”. Заполняется она, по-преимуществу, во время практики и затем работы на конкретном рабочем месте. При этом, если поверхностный слой – знания о цели – заштопывается в норме легко и быстро, то на выращивание его глубинного основания – личного смысла целей, пристрастного отношения к ним – требуется и время, и напряженная душевная работа. Эта почва для профессиональной цели, как и обычная почва, складывается из перегноя эмоциональных переживаний во время производственных удач и неудач.

Свои – особые трудности подстерегают новичков, во-первых, в старых профессиях, переживающих содержательный кризис с кардинальным пересмотром ценностей и целей деятельности, во-вторых, в новых профессиях, когда цели еще только нащупываются и очерчиваются. И в том, и в другом случае могут одновременно сосуществовать несколько представлений о целях, и какое из них взять новичку на вооружение – вопрос для него нетривиальный, а порой и драматический.

Вообще, драматичность – главная характеристика взаимоотношений человека с целями конкретной  деятельности на всем протяжении его профессионального развития. Только-только взлелеял, наконец, верные и глубокие представления, - бац! – то личный профессиональный кризис подоспел, то очередная технологическая революция в профессии. И начинай все сначала!..

 

 

Предмет труда

Предмет труда, исходный материал, как и цель труда, наиболее четко и определенно фиксируется документами в профессиях массового материального производства: “Для производства болтов марки такой-то используется прутковая сталь марки такой-то с такими-то физическими и химическими характеристиками”. Изучи известные свойства материала и их изменения в процессе обработки, и ты можешь сказать, что знаешь предмет своего труда.

Иное дело профессии, где предметом являются, например, живые существа, особенно человек, их взаимоотношения, процессы, протекающие в них. Или сложные природные (лес, атмосфера) и природно-технические (угольный разрез) системы. Из-за высокой сложности таких объектов и процессов, из-за их недостаточной научной изученности понимание и освоение предмета своего труда в таких профессиях может растягиваться на годы и десятилетия, причем, без гарантии успеха.

Не менее сложно обстоит дело в профессиях, где предмет труда вообще как бы не имеет материальной формы, а предстает в виде, например, ситуации неопределенности, которую нужно преобразовать в ситуацию с определенными характеристиками. Таково положение в транспортных профессиях: у водителей автомобилей, пилотов самолетов, капитанов кораблей. Результат их труда – “успешный рейс”. А из чего, из какого “исходного материала” он выполняется? Из цепочки неопределенных дорожных, путевых ситуаций, включающих разнообразные и часто непредсказуемые природные условия (погода и т.п.), поведение других участников движения и самих транспортных средств. Принимая конкретные решения в этих ситуациях (повернуть, затормозить, обогнать и т.д.) и выполняя их, водитель, летчик, моряк и “производят рейс”.

Так же выглядит предмет труда и у бизнесмена, менеджера, пожарника, спасателя, боевого офицера, милиционера.

Наконец, существуют профессии и виды деятельности, в которых предметом труда выступает исходный хаос впечатлений, мыслей, образов фантазии, эмоций в душе исполнителя. Именно из этого “мусора” создают свои волшебные гармонии псатели, художники, композиторы, создают новые теории ученые, творят оригинальные идеи изобретатели.

Иногда в предмет труда входит и сам организм работника. Так, например, артист балета, работая над художественным замыслом и его воплощением, должен фактически работать и над своим телом и его выразительными возможностями.

Итак, предмет труда – это не только “предмет”, вещь, вещество, хорошо известные физические и химические процессы, явления, но и неочевидные и порой таинственные социальные, психические, духовные, эстетические, биологические явления, сущности, процессы, свойства, энергии. Не только послушные объекты, но и субъекты, обладающие собственной внутренней активностью и волей.

Разный характер предмета труда определяет и разные трудности в его понимании и освоении. В профессиях с давно известным и четко очерченным предметом труда требуется, прежде всего, точно и полно изучить все имеющиеся знания. Там, где предмет труда либо очень сложен, либо загадочен, проблема специалиста не столько «учебная», сколько творческая – ему приходится самому добывать (творить) необходимые знания и не столько “вообще”, сколько “вот об этой конкретной ситуации”, “вот об этом конкретном человеке”.

Между тем, в любой профессии понимание и освоение предмета труда всегда идет по двум направлениям:

а) “аналитическому”: от общих и грубых представлений - ко все более детальным, к различению и пониманию самых тонких закономерностей, процессов, свойств;

б) “синтетическому”: от разрозненных представлений об отдельных частях, сторонах – к единому, целостному, системному.

Если движение специалиста по этим направлениям идет успешно, то может наступить очень важный момент – “оживание” и “одушевление” предмета труда. Компьютерщик вдруг может почувствовать свой компьютер не как груду железа, а как “капризное” или “послушное”, “веселое” или “занудное” или “злопамятное” существо – думающее и чувствующее.

Физик может заподозрить за атомом способность реагировать на внимание исследователя и задаст сакраментальный вопрос: “А интересно, как ведет себя атом, когда я за ним не наблюдаю?”.

Столяр вдруг почувствует как “кричит от боли” доска при прикосновении тупого рубанка.

Этот момент означает, что специалист  вступил в эпоху мастерства, т.е. глубоких и интимных взаимоотношений с предметом своего труда.

Профессионал знает о предмете своего труда не только то, что “положено” или “известно всем профессионалам”. У него накапливаются со временем и уникальные знания, о которых не прочитаешь в учебниках. Они передаются новичкам и коллегам только “из рук в руки” при совместной работе. Если у мастера не оказалось учеников, то такие знания умирают вместе с их автором.

Важны все составляющие рабочего места: и цель, и средства, и функции, и условия. Но у предмета труда – особая роль, ведь именно его обычно имеют в виду, когда говорят “интересная” или “неинтересная” работа, профессия.

Интерес – сигнал о призвании; бакен, указывающий границы судоходного (лично для вас) русла – вашей миссии. Но не всякий, конечно, интерес, а глубокий, устойчивый, действенный. И для того, чтобы понять, действительно ли интересен какой-либо “предмет”, нужно все-таки не только думать, читать и говорить о нем, но и вступить с ним в реальное взаимодействие, так сказать в “добрачные отношения”.

 

Средства труда

Цель и предмет труда определяют средства, необходимые для производства полезного результата. При этом средством труда можно считать любую реальность, дающую возможность человеку взаимодействовать с предметом сообразно заданной цели. Это может быть и вещь (отвертка, станок, электрогенератор,  тепловоз), и напрвленный поток энергии (при ультразвуковой обработке металла, например), и организм человека и его отдельные органы или функции, например, речь.

Общее упорядоченное представление о средствах труда дает их группировка, предложенная Е.А.Климовым:

Вещественные средства труда:

А.Средства для приема, добычи информации:

- Приборы, дающие изображение (телескоп).

- Приборы, дающие информацию в виде условных знаков, сигналов (амперметр).

Б. Средства для обработки, переработки информации (компьютер).

В. Средства для передачи информации среди людей, в обществе (радио и телевизионная аппаратура, Internet).

Г. Средства для осуществления практических действий в природных, технических, знаковых, системах, системах художественного отображения действительности:

- Ручные (простые и механизированные) инструменты.

- Машины с ручным управлением.

- Автоматизированные и автоматические устройства и системы (промышленные роботы-манипуляторы, например).

Внешние функциональные средства труда:

Д. Выразительные средства поведения, речи человека – пластика, мимика, интонация, ритм (например, в работе диктора, педагога, артиста).

Е. Организм человека, его отдельные органы (например, в физическом труде).

Ж. Группа людей (в работе менеджера, дирижера, военноначальника).

Внутренние функциональные средства труда:

З. Тонкие тела организма (духовное – для священнослужителя, душевное – для практического психолога, событийное – для руководителя, ментальное – для ученого, эмоциональное – для артиста, эфирное – для спортсмена).

И. Мысленные схемы, алгоритмы, шаблоны действий (например, сложившийся  в голове у автослесаря алгоритм поиска неисправностей двигателя).

В простых видах деятельности состав орудий труда невелик, в сложных это могут быть целые комплексы средств. При жестко определенной цели и предмете труда, как правило, однозначно заданы и средства, и способы их применения. При размытых и искомых целях и сложном предмете труда выбор средств и способов обычно оставляют на усмотрение исполнителя (заключить сделку можно с помощью убедительных аргументов или хорошего ужина в ресторане, или просто личного обаяния).

Общий принцип соотношения внутренних и внешних средств труда звучит так: чем более развиты у вас внутренние средства, тем меньше вам нужны внешние. Многоопытный деревенский фельдшер без всяких томографов и энцелофалографов поставит точный диагноз – просто взглянув на язык или глазное яблоко пациента. Умудренному геологу не нужно таскать с собой в горы хроматограф, чтобы определить минералы. Достаточно медной монеты, осколка стекла, да ногтя на большом пальце руки: чирк по камню, - есть след – одно, нет следа – другое и т.д. Наконец, говорят, что йог, усиленно занимающийся развитием души и тела, может научиться левитировать, т.е. летать без всяких технических приспособлений.

Так что интенсивное наращивание внутренних средств, развитие и окультуривание отдельных тел и органов, всего организма в целом – генеральное направление движения к мастерству в большинстве профессий. Конечно, когда учишься ходить, не помешают поначалу помочи и костыли. Главное – вовремя отказаться от них.

Общую закономерность в освоении средств труда можно представить так:

  • Изучение предлагаемого и вообще накопленного в твоей профессии арсенала.
  • Углубленное изучение отдельных средств: как устроены; когда и как применяются; возможности и ограничения, достоинства и недостатки, техника безопасности при использовании и т.п.
  • Тренировка отдельных навыков и умений использования средств.
  • Освоение культуры целостного и качественного выполнения операций с использованием данного средства.
  • Совершенствование, рационализация средства, начиная с подгонки его под себя, заканчивая расширением его функциональных возможностей и увеличением производительности.
  • Изобретение новых, более совершенных средств, их обкатка и включение в арсенал.

“Орудийное” мастерство, как и “предметное”, начинается с момента “оживания” инструмента, когда молоток, топор, станок, автомобиль или самолет начинают переживаться как естественное продолжение руки, ноги, ума или организма в целом, как новый орган, резко усиливающий твои возможности. Другие подобные ощущения – обнаружение у инструмента “своенравности”, т.е. особого характера, который нужно учитывать и уважать, если хочешь рассчитывать на ответную благодарность.

Внутренние средства (мысленные шаблоны) после хорошего укоренения в сознании и в душе дают обильную поросль, как новый тальниковый плетень по весне, а то и расцветают буйными и неведомыми смыслами. “Оживание” профессиональных знаний, схем означает, что они, как и внешние средства, становятся органичными частями человека. Плоды их цветения – точные и своевременные понимания “чего и как делать” (на фоне удивления: “Откуда я все это знаю?”). Правда, однажды перед профессионалом встанет очень трудная проблема: как оторвать от себя эти приросшие знания, стереотипы – такие родные, такие проверенные, такие удобные, но, увы, уже устаревшие. Отрывать-то придется с кровью…

Высший пилотаж в большинстве профессий начинается после освоения или изобретения не прямых, а косвенных, иногда очень тонких средств и методов. Можно расколоть валун, лупцуя его изо всех сил тяжеленным молотом, а можно найти в нем маленькую трещинку, вставить в нее деревянный клин и полить его водой, а потом еще и еще…  А между поливами – спи-отдыхай!

Можно потравить с самолета вредных для овощей насекомых очень ядовитым (для всех) ДДТ, а можно привадить насекомоядных птиц… И заодно наслаждаться их пением.

Можно создать стотысячную армию полицейских для борьбы с молодежной наркоманией, а можно дать молодежи достойную работу и заработки, построить бесплатные спортзалы и платные, но хорошие дискотеки и т.д.

Можно лечить болезни, а можно помогать человеку быть здоровым.

 

Трудовые обязанности и права

Самые общие трудовые права и обязанности человека зафиксированы в конституции и в законах, в частности в Кодексе законов о труде.

Конкретные же обязанности и права, вытекающие из цели, предмета и средств труда на данном рабочем месте, обычно письменно фиксируются в трудовом договоре, контракте и в должностных обязанностях и инструкциях. Временные полномочия и функции определяются приказами руководителя.

Часть прав и обязанностей обычно нигде не записана и существует в виде гласных и негласных правил и традиций (“А у нас принято, что за пивом бегают салаги”). Новичку приходится выяснять их самому – методом проб и ошибок.

Плохие руководители и плохие работники часто избегают определенных формулировок прав и обязанностей, тем более, их письменной фиксации, предпочитают ситуацию “мутной воды”. Начальник тогда может в любой момент прищучить неугодившего работника претензией: “Вы почему не выполняете свои обязанности!?” (или наоборот: “Вы почему лезете не в свои дела!?”). Работник тогда в ответ может оскорбленно заявить: “А почему это я, собственно, должен этим заниматься, где это записано!?”. Игра в такие вопросы-ответы может тянуться с переменным успехом очень долго и временами заменять профессиональную деятельность. Но выигрывает обычно начальник – все-таки козыри на руках у него.

Поэтому работнику лучше, в конечном итоге, иметь документированные обязанности и права, чем не иметь. Если готовых должностных обязанностей не оказалось то вновь пришедшему работнику полезно, немного осмотревшись, выступить с аккуратной инициативой об их подготовке. И согласиться, если начальник предложит написать их самому. Это почти идеальный вариант, дающий работнику возможность подогнать обязанности и права под себя.

Но как бы четко не были сформулированы обязанности, всегда остается место для недоразумений и конфликтов в связи с их разным пониманием руководителем и работником – особенно новичком.

После расшифровки кратких формулировок, которая в течение некоторого времени производится новичком в конкретных ситуациях и столкновениях интересов, главную проблемную роль начинает выполнять “естественное” желание работника иметь побольше прав и поменьше обязанностей. У руководителя, как вы понимаете, желания противоположны.

В целом можно сказать, что именно эта составляющая рабочего места является самой конфликтогенной и эмоционально нагруженной. Поэтому полезно относиться к этой стороне работы как к минному полю и не делать резких движений.

Продуктивный подход со стороны растущего специалиста заключается, во-первых, в признании справедливости примерно такого заявления руководителя: “Я отвечаю за точность своих высказываний о ваших обязанностях, а вы – за точность их понимания и исполнения”, во-вторых, в признании приоритета обязанностей над правами, в признании первых причинами, а вторых – следствиями. Эта точка зрения вытекает из общей формулы профессионала и карьериста: “Давать больше, чем брать”. Расширение зоны своей ответственности (т.е. обязанностей, которые ты действительно способен выполнять и выполнять хорошо), как показывает практика, автоматически расширяет и зону самостоятельности (т.е. прав).

Еще более продуктивный подход, указанный В.К.Тарасовым, заключается в превращении обязанностей в права. Распростаненное заблуждение состоит в том, что права обычно считают ресурсами, а обязанности – ограничениями, права – благом, а обязанности – чем-то менеее привлекательным.

На самом деле наиболее чудесные права, возможность пользоваться которыми никем не оспаривается (в отличие от обычных прав, которые всегда под большим вопросом!) – это как раз наши обязанности. Действительно, мы всегда имеем право делать то, что делать обязаны. И если обязанности – самые лучшие из всех прав, значит это уже ресурс, которым можно обмениваться, который можно уступать, продавать, делегировать.

Если вы сумеете так отнестись к своим обязанностям, успех в карьере вам практически обеспечен.

 

Условия труда

Производственная среда как компонент рабочего места не сводится только к зримой обстановке на нем. Она включает в себя, по мнению Е.А.Климова,  также:

1. Витальные (жизненные), санитарно-гигиенические условия труда.

Это температура, влажность, давление окружающего воздуха, разные виды лучистой энергии, пыль, шумы, вибрации, ультразвуки и инфразвуки, ядовитые, “агрессивные” вещества, инфекции, вероятность трамв, гравитационные и другие динамические нагрузки или “недогрузки” – вплоть до состояния невесомости.

Эти факторы кроме прямого влияния на организм всегда косвенно воздействуют на психику и в конечном итоге влияют на работоспособность и продуктивность, на ее сохранение. И за их беспечную недооценку, особенно молодыми людьми, плата бывает хотя и отсроченной, но весьма дорогой.

2. Социальные условия труда. Человек погружен не только в физическую, “метеорологическую” атмосферу, но и в атмосферу межлюдских отношений, которые могут переживаться очень остро – вдлоть до исхода в нервно-психические и психосоматические заболевания.

Любой производственный коллектив имеет сложное внутреннее устройство: более или менее сплоченные группировки, официальных и неформальных лидеров; в группе есть свои “звезды”, “аутсайдеры”, могут быть “отверженные”. Разные члены группы более или менее сходны или различаются по тому, что они считают важным, а что “второстепенным”, “само собой разумеющимся” и т.п. В коллективе складывается определенный стиль, тон взаимоотношений, манера обращения с коллегами, клиентами, смежниками. Все это создает уникальный психологический микроклимат, и члены коллектива либо им дорожат, иногда больше, чем содержанием труда, либо он вынуждает их увольняться, уходя от интересной или выгодной работы.

3. Информационные условия труда.

Любой работник находится в потоке деловых сообщений, сведений, как прицельно адресованных ему, так и общезначимых. Прицельные информационные воздействия – оперативная технологическая информация; требования, распоряжения и приказы руководителей; советы, пожелания, просьбы, предложения коллег; обращения, запросы, требования клиентов, заказчиков, посетителей и т.д. Ко всему этому нельзя остаться равнодушным.

Благоприятная информационная среда характеризуется  отсутствием как информационного дефицита, так и перегрузок и шумов, т.е. некоторой оптимальностью (индивидуальной для каждого), а также точностью и своевременностью информации.

Плохие информационные условия, как и социальные являются мощным стрессором для организма человека и снижают эффективность его деятельности.

4. Эстетические условия.

Давно доказано, что в помещении “цвета грязи” работа идет менее продуктивно, чем в окрашенных в специально подобранные приятные (успокоительные или тонизирующие) цвета. Не меньшую роль выполняет и общий дизайн интерьера, а также его “человечность”, уютность.

Художественная гармония среды незаметно, но мощно влияет на гармонизацию человеческого организма, настройку его на функциональное и творческое состояния.

Кроме выделенных компонентов среды в нее на многих рабочих местах входят также – в качестве условий – и предмет, и средства труда.

Нормальный процесс адаптации на новом рабочем месте происходит одновременно и как приспособление человека к имеющимся условиям, и как подгонка среды под себя, и как развитие, творение этой среды, ее “очеловечивание”.

 

Итак, освоить рабочее место по любой специальности – значит:

  • понять и принять (сделать своими) цели деятельности; при необходимости конкретизировать, уточнить или переформулировать их;
  • выделить свой предмет деятельности; глубоко, детально и целостно изучить его; научиться чувствовать его нутром и изнутри;
  • овладеть арсеналом внутренних и внешних средств деятельности, навыками их применения; при необходимости усовершенствовать их под себя или изобрести новые; научиться чувствовать инструмент как часть своего организма;
  • освоиться в имеющихся условиях, сделать их более комфортными и продуктивными (“как рыба в воде”);
  • четко определиться со своей ответственностью и своими полномочиями, понять и утвердить свою роль в деле, в цепочке деловых взаимоотношений.

 

В новых и в радикально меняющихся профессиях вам придется не осваивать, а строить их, творить лично для себя и для других.  

 

Все персональные данные и фотографии размещены с разрешения их обладателей.